Главная

Мотоцикл Тула ТМЗ-5.951





Мотоцикл Тула ТМЗ-5.951

 Первым настоящим вездеходом был мотоцикл Тула ТМЗ-5.951!
Как всем известно дороги в СССР, а тем более современной России всегда оставляли желать лучшего. Сельская местность так вообще поддавалась только полноприводным тяжеловесам (''уазикам'', ''нивам'', ''луазам'' и грузовикам типа КрАЗа и ''шишигам''). Ну а что оставалось делать обычным мотоциклистам, для которых езда по тяжелой сельской местности была необходимостью? Им приходилось довольствоваться обычными ''дорожниками'' (Юпитер, Восход). И вот к средине 80-х советская мотопромышленность на конец сделала огромный подарок для сельских тружеников – транспортное средство на двух колесах созданное специально для езды вне дорог с твердым покрытием. Название этому первопроходцу дали ТМЗ-5.951 или просто мотоцикл Тула.
Внешне новый мотоцикл производства тульского завода им В. М. Рябикова был до того непохож на остальную советскую технику, что подавляющее большинство современников считало его ''японцем''. Следует отдать должное дизайнерам (а к облику ''приложили руку'' и специалисты ленинградского филиала ВНИИ технической эстетики) — мотоцикл получился современным, эффектным, необычным и симпатичным. Правда, относительно обычного двухколесного дорожника ''Тула'' была необычно ''толстенькой'', и широкопрофильные шины размерности 6,70-10 лишь усиливали это впечатление. Пожалуй, впервые в советской мотоистории отдельные детали экстерьера (в частности бак, боковые крышки,  глушитель, сиденье) образовали органичное целое. Правда,  единство облика нарушала унифицированная круглая фара и ''ижевский'' щиток приборов.
   Мотоцикл выглядел меньше своих реальных размеров — обман зрения вызывали маленькие внедорожные ''катки'', а также довольно низкое седло (750 мм).
   ''Тула'' выделялась использованием крупных деталей из пластика: передним крылом и основанием седла, переходящим в задний щиток.
   Дуплекс,  лепесток, электростартер…
Техническая начинка ''Тулы'' была столь же нетрадиционна, как и внешность. Так, тульский внедорожник стал первым советским мотоциклом с принудительным воздушным охлаждением двигателя, электростартером (!) и широкопрофильными шинами.
   Для большей выносливости мотоцикл оснастили дуплексной (из двух разнесенных ветвей) рамой, которая была более жесткой, чем обычная ''одинарная''.
   ''Сердцем'' внедорожника стал, конечно же, модернизированный мотор мотороллера ''Тулица'' — других силовых агрегатов у создателей мотоцикла просто не было. Не самый современный 200-кубовый двухтактник оснастили лепестковым клапаном на выпуске, препятствовавшим выбросу несгоревшей смеси. Благодаря этому у двигателя вырос крутящий момент, развиваемый к тому же на более низких оборотах.
   Весьма уместным в тяжелых дорожных условиях оказалось и принудительное охлаждение — мотоцикл мог ''ползти'' по раскисшей грунтовке без намека на перегрев.
   ''Изюминкой'' тульского мотоцикла был династартер, благодаря которому ''Тула'' заводилась поворотом ключа, как настоящий ''японец''! Правда, такое решение вынудило разработчиков применить две аккумуляторных батареи, приобрести которые в розницу было практически невозможно.
   На мотоциклах ранних выпусков стояли два бака, соединенные между собой шлангом. Такая конструктивная особенность вызвана формой рамы, проходящей между баками. Однако на поздних ''тулах'' (ТМЗ-5.952) от нее отказались в пользу обычного бензобака.
   Настоящий вездеход
   Первая партия из 100 мотоциклов ТМЗ-5.951 по цене 680 рублей попала в магазины тульского облспорткульторга в конце 1984 г., а массовое распространение пришлось на 1986-1988 г. 
   Новинку быстро оценили не только сельские мотоциклисты, но и горожане, увлекающиеся рыбалкой, грибами, и просто поездками в непролазные для обычного дорожника дебри.
   Конечно, по поведению на дороге ''Тула'' отличалась от обычного мотоцикла, обладая более ''покладистым'' характером. В первую очередь это объяснялось не самой высокой мощностью (12,5 л.с.) и массивным маховиком, роль которого играл династартер. ''Тула'' не годилась для скоростной езды по трассе в силу своеобразия передаточных чисел: так, на третьей передаче мотоцикл развивал большую (?!) скорость, чем на четвертой. Да и вообще, 85 км/ч максималки — не бог весть что, даже в сравнении с ''минсками'' и ''восходами''.
   Впрочем, ''Тулу'' создавали для другого, а именно — неспешного покорения советского бездорожья. Надо признать, что с данной задачей мотоцикл справлялся прекрасно, чему способствовали специальные ''зубастые'' колеса низкого давления,  довольно тяговитый двигатель и высоко расположенные крылья. Правда, по косогорам тульский внедорожник ''не пулял'' — сказывался бочкообразный профиль резины и большая масса  (129 ''сухих'' кг).
   Недостатков у мотоцикла было немного, причем они вытекали из его конструктивных особенностей. В частности, применение династартера предъявило высокие требования к пусковым качествам аккумуляторных батарей, а малогабаритного аккумулятора с требуемым стартерным током в СССР просто не существовало! В итоге на ранних ''тулах'' стояла пара батарей 3МТР10, а на более поздних остался всего один, зафиксированный в отсеке такой симпатичной деревянной чурочкой…
   Очень часто сельские мотоциклисты заменяли штатную систему зажигания тракторным магнето — после такой варварской доработки мотоцикл уже не нуждался в АКБ, но заводился лишь с помощью ''кика'', теряя одно из своих главных достоинств. Желая поднять мощность, многие владельцы заменяли штатный карбюратор К-62 деталью от старой ''Явы''.
   В середине 90-х появилась новая модификация — ТМЗ-5.952-01 ''Вепрь'', оснащенная 16-дюймовыми колесами. Впрочем, после распада СССР дела у мотоциклетного отделеления тульского машиностроительного завода пошли совсем плохо, и уже к концу 90-х завод фактически перестал выпускать мотоциклы, распродавая лишь скопившуюся на складах продукцию. В третьем же тысячелетии внедорожная ''Тула'' стала историей советско-российской мотопромышленности, уступив место новым и подержанным ''эндуркам'' иностранного производства. Но в этом, как говорится, нет ее вины.
Еще одной вещью которая отличала мотоцикл Тула от остальных мотоциклов был династартер, благодаря чему ''Тула'' заводилась поворотом ключа, совсем как настоящий ''японец''! Минусом же такого решения была потребность в двух аккумуляторных батареях, приобрести которые было очень сложно.
С мотоциклом Тула хоть на рыбалку, хоть в лес по грибы…ассового распространения мотоцикл Тула ТМЗ-5.951 достиг с 1986 по 1988 гг. Стоимость составляла примерно 680 рублей. Новинка пришлась по вкусу не только сельским мотоциклистам но и горожанам, которые увлекались поездками за город. Но ''Тула'' не был быстр со своими 12,5 л.с. и максималкой в 85 км/ч, и это был большой минус для контингента людей которые любили скоростную езду. Но с другой стороны мотоцикл создавался для покорения советского бездорожья, а уже это была действительно его стихия.
Ближе к середине 90-х годов на смену мотоциклу Тула ТМЗ-5.951 пришла новая модель — мотоциклу Тула ТМЗ-5.952-01 ''Вепрь'', которая оснащалась 16-дюймовыми колесами. Впрочем с распадом СССР фактически распался славный Тульский машиностроительный завод и внедорожная ''Тула'' стала историей советской мотопромышленности.