Главная

Мотоцикл Л - 600 красный октябрь


Мотоцикл пожарный "Л-600"
В начале 30-х завод "Промет" начал выпуск пожарной техники, в частности мотопомпы. Их оснащали двигателями, которые шли на серийные мотоциклы "Л-300", но предварительно переделывали в двухцилиндровый, водяного охлаждения, подсоединяя к нему через резиновую муфту центробежный двухступенчатый насос. "Сельская мотопомпа" "МП-2" при габаритах 860х625х665 мм весила 140 кг.
Внушительно, а ведь к ней полагались еще шланги, брезентовые рукава, стволы и прочий инвентарь. Словом, переносить все это с трудом удавалось четверым пожарным, да и то на небольшое расстояние.
Инженер А. Байков решил создать специализированный мотоцикл на базе "Л-300" и "МП-2". С последней позаимствовали водяной насос, коленвал, поршни, шатуны, карбюратор и систему охлаждения. Цилиндры двигателя рабочим объемом 600 см3 (диаметр цилиндра - 74 мм, ход поршня - 68 мм, степень сжатия - 5,5, максимальная мощность - 12 л. с. при 2800 об/мин) переделали на воздушное охлаждение, на хвостовик основного коленвала поставили крыльчатку центробежного вентилятора. Сцепление - однодисковое, сухое. Коробку передач Байков спроектировал сам, связав ее с мотором сухим, однодисковым сцеплением. Орудуя рычагом, водитель мог переключать двигатель на заднее колесо (три скорости вперед, одна назад) или на центробежный насос, размещенный в коляске.Габариты "Л-600": длина - 2800 мм, база - 1600 мм, колея - 145 мм. Клиренс - 145 мм. Объем топливного бака - 20 л. Расход топлива при движении по шоссе - 10л/100 км, при работе насоса - 5,5 л/ч. Вес - 850 кг. Максимальная скорость - 70 км/ч.В декабре 1932 года, к пятилетию общества "Автодор", ленинградцы завершили сборку опытного образца первого отечественного пожарного мотоцикла "Л-600". Он был значительно тяжелее серийного "Л-300", поэтому его "обули" в более солидные колеса. Да и внешне "Л-600" производил внушительное впечатление - обмотанный двумя четырехметровыми заборными рукавами, с объёмистым, двадцатилитровым бензобаком, двухступенчатым центробежным насосом в коляске, рядом с которым находились плотно скатанные брезентовые рукава общей длиной 105 м и два стальных ствола. Под седлом пассажира лежал комплект необходимых инструментов. Добавим, что переднее колесо крепилось на рычажной, двухпружинной подвеске, а заднее осью жестко монтировалось на раме. Кузов коляски подвешивался на двух эллиптических рессорах.11 декабря 1932 года "Л-600" предстал перед объединенной комиссией, состоявшей из представителей пожарной охраны и "Автодора". Она отметила, что двигатель легко запускается, быстро разгоняет машину с тремя пассажирами до 60 км/ч. Насос хорошо забирал воду с глубины 5-6 м, причем давление на выходе достигало 5 атм. - благодаря этому два ствола выбрасывали мощные струи на высоту до 30 м.В канун Нового года аналогичные испытания провели и в Москве; на обе комиссии "Л-600" произвел весьма благоприятное впечатление. Вскоре президиумы "Пожарной секции ленинградского отделения и Центрального совета Автодора" обратились в правительство с предложением организовать выпуск пожарных мотоциклов на "Промете", поскольку это предприятие было к нему вполне подготовлено. Подчеркивалось, что "Л-600" как нельзя лучше подходит для борьбы с малыми пожарами в условиях города, производится на базе освоенных агрегатов, причем обходится гораздо дешевле выпускавшихся тогда пожарных автомобилей.Однако производство "Л-600" пошло не совсем так, как рассчитывали пожарные и конструкторы. Прежде всего дирекция "Промета" почему-то не разрешила "Пожарной секции Ленавтодора" провести тщательные испытания машины, потом запретила снимать копии с чертежей для производства "Л-600" на другом предприятии, не включила в план 1934 года выпуск опытной партии из десяти машин и, наконец, под предлогом "испытаний двигателя" велела разобрать первый образец. Сейчас, пожалуй, не узнать причин столь странного поведения администрации завода.Положение спасла автодоровская общественность, которая, предприняв отчаянные усилия, сумела сломать глухое сопротивление бюрократов. С 1934 по 1939 годы на заводе "Промет" все-таки делали пожарные мотоциклы. Вскоре три машины приобрела московская Краснознаменная пожарная охрана. Проверив их в самых трудных условиях, москвичи выявили ни много ни мало 26 дефектов: изломы рамы, поломки конической шестерни привода заднего колеса, неплотное сочленение рукавов и многое другое. К чести конструкторов, они быстро учли советы и устранили производственные и инженерные дефекты."Л-600" поступали в подразделения пожарной охраны многих городов и прослужили довольно долго.
Добавим, что на базе "Л-600" делали и машины другого назначения. Заменив насос генератором и разместив в коляске шесть прожекторов "ПЭС-35" с лампами мощностью 500 Вт, получили передвижной осветительный агрегат. Создали мобильное сварочное устройство, применив переносный трансформатор "АСП-1-2", катушки с кабелем длиной 30 м, пульт управления, а на раме между коляской и корпусом мотоцикла уложив складную семиметровую стремянку. Пользуясь этой машиной, монтеры оперативно чинили линии связи и электропередачи.