Трест "Тремасс" (Заводы Прометей и Красный октябрь)
В начале 30-х годов на
"Термассе" была создана конструкторская группа в которую вошли: В. В.
Бекман, Н. С. Головин, А. А. Иванов, Г. И. Гусев, А. М. Лутс. В их задачи
входило подгонка "ДКВ Люкс-300" к нашим условиям. В "НАМИ"
провели его лабораторные и дорожные испытания, причем сделал это тот самый С.
И. Карзинкин, который в 1924 году обкатывал мотоцикл "Союз".В общем, когда ленинградцы
закончили сборку первого образца, названного "Тремасс-300", специалисты
"НАМИ" уже располагали полными техническими характеристиками
"Люкса", заметно отличавшимися от паспортных, причем в худшую
сторону. Что же касается Карзинкина, то, по его мнению, у мотоцикла следовало
увеличить клиренс со 100 до 140
мм, между цилиндром и выхлопной трубой установить
ресивер (небольшой резервуар) для улучшения продувки цилиндра рабочей смесью и
сделать ряд других улучшений. Ленинградцы незамедлительно внесли коррективы в
рабочие чертежи.Как и было обещано, в
сентябре 1930 года из ворот "Промета" на Полюстровскую улицу выехали
первые 25 серийных мотоциклов. Вскоре 8 из них без специальной подготовки
отправили во 2-й Всесоюзный пробег советских мотоциклов по маршруту Ленинград -
Москва - Витебск - Псков - Ленинград, и они, в общем, успешно прошли трассу в 3212 км. В ходе пробега
машины проверяли сразу по 9 параметрам.Выяснилось, что на 100 км пути двигатели
расходуют 4,5 л
бензина на шоссе, и 6,1 л
на проселке. Хорошо разгонялись как на первой, так и на второй передачах,
уверенно брали подъемы. Однако водители отметили и недостатки - в удачной
коробке скоростей слабым оказался зубчатый сектор кик-стартера, слишком быстро
изнашивались стенки цилиндра и неприкрытая снизу цепь, из-за сырости то и дело
отказывали магнето и провода высокого напряжения, между щитками и колесами
забивалась грязь, управление машиной требовало немалых усилий. В итоге
техническая комиссия насчитала 35 серьезных и мелких недостатков, но ее
председатель П. В. Можаров отметил, что ленинградцами в кратчайший срок был
достигнут "максимум качества при минимуме стоимости". Видно, он
считал, что главное - наладить серийное производство.В конце того же года
мотоцикл, в конструкцию которого внесли улучшения, переименовали в
"Л-300" (ленинградский, с рабочим объемом двигателя внутреннего
сгорания 300 см3), а специалисты "ВСНХ" предложили довести их выпуск
до 2 тыс. уже в 1931 году. С этой целью в Ленинграде организовали кооперацию
заводов. Собирали же и испытывали машины на заводе "Красный Октябрь".В июле 1931 года, на 3-м
Всесоюзном пробеге советских мотоциклов, сравнили три машины
"Тремасс" с тремя "Красный Октябрь", доработанными по
советам П. В. Можарова. Лучшими оказались последние, хотя техническая комиссия
отметила и у них ряд недостатков, больше производственного характера. Например,
водителям приходилось не раз менять некачественно изготовленные магнето,
прерыватели, конуса маховика и колес, ломались неважно закаленные шестерни. Но
сам мотоцикл оказался неплохим.Вскоре после пробега
"Красный Октябрь" получил заказ сразу на 4050 машин и аванс в миллион
рублей. Его следовало погасить в 1933 году, одновременно обеспечив выпуск до 10
тыс. мотоциклов в год.