Первый советский спортивно-дорожный мотоцикл Л-500
Инженеры «Красного Октября»,
хоро шо узнав недостатки своего первенца, разрабатывали новые конструкции. Из
них, пожалуй, наибольший интерес представлял первый советский
спортивно-дорожный мотоцикл Л-500. На нем был установлен четырехтактный
верхнеклапанный одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 500 см3. Мощность
около 18 л.
с. обеспечивала максимальную скорость 115—120 км/час. В системе
электрооборудования были предусмотрены все элементы, необходимые для удобства
эксплуатации, — зажигание от магнето, аккумулятор, генератор, мощная фара,
задний фонарь и электросигнал. Мотоцикл показал хорошие ходовые качества, но в
серийное производство не попал, так как технологические возможности завода не соответствовали
сложной конструкции этой машины.Осенью 1934 года началась
сборка опытного образца, закончили его весной, летом испытали, а в сентябре
подготовили документацию. Мотоцикл назвали "Л-500".Раму собирали из трех
отштампованных швеллеров, соединяя их болтами. Цилиндр верхнеклапанного
двигателя расположили вертикально. Толкатели приводили в движение рокеры, а те
- клапаны, установленные с наклоном 45°. Камеру сжатия выполнили
полусферической, а рокерную коробку - из алюминия. Магнето приводилось в
движение от одного из распределительных валов, генератор постоянного тока -
через роликовую цепь велосипедного типа.Любопытной была система
циркуляционной смазки. Масло из бачка закачивалось первой ступенью помпы в
двигатель, затем стекало на дно картера, там его забирала вторая ступень помпы,
прокачивала через фильтр и оттуда подавала вновь в бачок, после чего цикл
повторялся. Вилка переднего колеса была параллелограммной, штампованной, с
двумя фрикционными демпферами. Колеса сделали взаимозаменяемыми, причем
переставить их можно было всего за одну-две минуты, при этом тормозной барабан
и цепь не смещались, а значит, не требовалась их дополнительная регулировка.В систему электрооборудования
ввели все, что было нужно для того, чтобы сделать мотоцикл максимально удобным
- зажигание от магнето, аккумулятор, питавший мощную переднюю фару, и
подзаряжавшийся от генератора постоянного тока, реле-регулятор, задний фонарь и
электросигнал.Характеристики
"Л-500". Двигатель: четырехтактный, одноцилиндровый, рабочий объем -
496 см3, диаметр цилиндра - 82
мм, ход поршня - 94 мм, степень сжатия - 5,5, мощность - 18 л. с. Коробка передач:
трехступенчатая, передача от двигателя к коробке передач - цепная. Тормоза -
барабанные. Объем топливного бака - 12 л. Сухая масса - 120 кг. Максимальная
скорость - 120 км/ч.Так получилось, что к началу
испытаний не успели изготовить "персональный" карбюратор, поэтому
Л-500 обкатывали с карбюратором от менее мощного Л-300. Естественно, сказалось
его заниженное проходное сечение: машина не продемонстрировала тех качеств, на
которые рассчитывали разработчики. В частности, максимальная скорость оказалась
ниже расчетной примерно на 15-20
км/ч.Для серийного выпуска
"Л-500" предстояло оснастить завод иным оборудованием, по существу
заменив практически весь станочный парк. Но для этого неизбежно пришлось бы
приостанавливать на некоторое время отлаженное производство столь нужных стране
мотоциклов "Л-300".И тогда в конструкторском
бюро "Красного Октября" решили так: если пока ничего не получается с
"Л-500" то почему бы не попробовать оснастить более мощным двигателем
серийный "Л-300". Естественно, не прекращая его производства.Первым делом для "Л-300"
спроектировали двухтактный мотор рабочим объемом 350 см3, но, как выяснилось,
он не обеспечивал существенного повышения мощности и, следовательно, не обещал
улучшить технические характеристики машины. Поэтому работу над таким
"Л-350" свернули, не создав даже опытного экземпляра. Главная |