Главная |
Таганрогский комбайновый завод
Таганрогский комбайновый
завод ОАО «Таганрогский комбайновый
завод» / ОАО «ТКЗ» — российское машиностроительное предприятие в Таганроге, производившее зерноуборочные комбайны. На базе ОАО «ТКЗ» в 1997
году усилиями группы «Донинвест» был созданТаганрогский автомобильный завод.Создание завода в ТаганрогеВ мае 1915
года Русско-Балтийское судостроительное и механическое акционерное
общество купило у города Таганрога 177 десятин земли для эвакуации одного из
своих заводов из Ревеля (ныне Таллин) ввиду угрозы занятия немцами Прибалтики[1].
Первые колышки для строительства завода были забиты 15 октября 1915
года[1].Во время Гражданской войны
стараниями генерала П. Н. Краснова на заводе был
устроен патронный цех, производительность которого к ноябрю 1918
года доходила до 300000 ружейных патронов в сутки[После прекращения
производства мотоциклов на Харьковском
мотоциклетном заводе, все его наработки были переданы на «ТИЗ».
Одновременно с подготовкой к производству мотоцикла ХМЗ-1М, завод получил
задание на адаптацию к условиям советских дорог английского мотоцикла BSA модели
«Sloper» с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой
передач. В 1935 году были разработаны чертежи нового мотоцикла ТИЗ АМ-600
(заводской индекс – ТИЗ-1), а в 1936 году он был утверждён в серийное
производство (мотоцикл предназначался для Красной Армии,НКВД, и Народно-освободительной армии Китая[1]).В 1941 году завод ТИЗ был
эвакуирован в Тюмень и переименован в Тюменский мотоциклетный завод
(ТЮЗ). На этом заводе планировалось создать производство ИМЗ М-72, но этого не удалось сделать. Тогда была
предпринята попытка восстановить производство довоенного ТИЗ-АМ-600, с
использованием вывезенных из Таганрога запасных частей. До ноября 1943 года
было изготовлено 614 мотоциклов. Параллельно с этим разработали и собрали
несколько мотоциклов ТИЗ-53 с приводом на колесо коляски. Мотовездеход имел
привод на колесо коляски, 1000-кубовый двигатель на базе картера М-72,
четырёхступенчатую коробку передач, передачу заднего хода и демультипликатор,
дифференциал заднего моста мог блокироваться. Колёса имели размер 6х16”, что
обеспечивало дорожный просвет 180
мм. Мотоцикл прекрасно показал себя на испытаниях, но
серийное производство этой модели было признано нецелесообразным. В 1943 году
всё оборудование и кадры были переброшены в Горький, на усиление Горьковского
мотоциклетного завода (ГМЗ).Мотоци́клы «ТИЗ» —
модельный ряд мотоциклов, выпускавшихся в Таганроге в 1935—1941 годах Таганрогским
инструментальным заводом № 65 им. Сталина (позднее преобразован в Таганрогский комбайновый завод), а
после эвакуации в 1941 году — Тюменским
мотоциклетным заводом (1941-1943 гг.). Наиболее известная модель ТИЗ АМ-600 широко использовалась в РККА во время Второй мировой войны.
|