Главная

Мотоцикл Союз


Мотоцикл "Союз" (Дукс)
На московском заводе «Авиахим» №1 (бывший завод «Дукс») в 1924 году был выпущен первый в Советском Союзе мотоцикл. Проектированием мотоцикла занимались инженеры П. Н. Львов, Е.Э. Гропиус, А. Н. Седельников, И. А. Успенский .Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым  четырёхтактным  двигателем объемом 500 куб. см.  Масло, при помощи полуавтоматического масляного насоса, поступало в двигатель из под сиденья мотоциклиста, где был расположен масляный бак.  Через сухое многодисковое  сцепление и  роликовую цепь крутящий момент передавался на трехступенчатую коробку передач. Надо сказать, что при довольно  большом объеме, двигатель не обладал высокой мощностью, что было одним из недостатков конструкции.Рама "Союза", а именно так инженеры назвали свое детище, была выполнена по классическим канонам и представляла собой треугольник с усиленной нижней частью. Да и двигатель был выполнен, что называется, "на уровне!". Одноцилиндровый, четырехтактный, объемом 500 см3. Чугунный цилиндр с неразъемной неотделяемой головкой, был "по современному" наклонен вперед, под углом 70 градусов. Система газораспределения была смешанного типа. Впускной клапан у него был расположен вверху, а выпускной — внизу. Диаметр цилиндра составлял 80 мм, а ход поршня — 100 мм. Такие "длинноходовые" моторы всегда отличались хорошей тяговитостью, но не слишком впечатляющей дикрутильностью. Нижняя головка шатуна размещалась в кривошипе коленвала — на роликовом подшипнике. Смазывались детали кривошипно-шатунной группы, так сказать, "на прогар" — ручным насосом из масляного бака, размещенного под седлом. А это означало, что в обязанности водителя входило время от времени вручную подавать порцию смазки в "горячее место" двигателя. Движок, что называется, "задал жару" своим создателям, взявшейся откуда ни возьмись вибрацией, о которой доложили руководителю проекта П.Н. Львову, после чего были внесены изменения в уравновешивание кривошипно-шатунного механизма. Двигатель работал достаточно нормально, но амбициозным инженерам хотелось перепрыгнуть себя. 
Передача момента от двигателя к КПП происходила цепью, далее следовало сухое многодисковое сцепление, а сама коробка передач была трехступенчатой. 
Особого внимания заслуживает конструкция подвески мотоцикла. Передняя вилка нетрадиционно (для того времени) была оборудована двумя (!) системами подрессоривания. Обычная четверть-эллиптическая рессора воспринимала и гасила вертикальные колебания, а система пружин реагировала на смещения вилки в горизонтальной плоскости. Такая конструкция подвески рессорно-маятникового типа была не только уникальной, но и вообще впервые присутствовала в конструкции мотоцикла. Заднее колесо также было подвешено на двух пружинах, работавших в вертикальной плоскости. Подобные "отклонения" в конструкции мотоциклов зачастую воспринимались враждебно, ведь в те времена почему-то считалось, что заднее колесо должно "глухо" крепиться к раме. Хотя спустя всего десяток-другой лет к подобному решению вернулись при создании мотоциклов М-72 и ИЖ-49. 
Барабанным тормозом было оборудовано лишь заднее колесо мотоцикла. Переднее колесо оснащать тормозами опасались "…дабы избежать опрокидывания водителя через руль". 
Расход топлива на оном аппарате тоже был выше всяких похвал — 3 литра на "сотню", при весе мотоцикла в 112 кг. 
По своим конструктивным особенно стям мотоцикл "Союз" намного опережал свое время. Наклон цилиндра позволил снизить высоту седла и тем самым центр тяжести мотоцикла при достаточно большом клиренсе в 200мм. Подрессоренный "задок" — тоже ощутимый плюс. В общем, "Союз" удался! Это подтвердили и испытания, проведенные вначале главным военно-инженерным управлением РККА (рабоче-крестьянской Красной армии) весной 1925 года, и следующий экзамен "на зрелость" — "Союзу" предстояло показать себя на Втором всесоюзном испытательном автомотопробеге, организованном МАКом (московский клуб авто-мотолюбителей) с целью выявления претендентов для будущего серийного производства. 
Старт пробегу был дан 22 августа прямо с Красной площади, ведь членами комиссии были первые лица страны, среди которых были Троцкий, Фрунзе, Калинин, Дзержинский и, конечно, товарищ Сталин. 
23 мотоцикла колонной проследовали по упрощенному для мотоциклов маршруту Москва-Харьков-Москва, общей протяженностью 1476 км. В пробеге приняли участие и "буржуйские" претенденты, среди которых были немецкие BMW, Zundapp, американский Excelsior Henderson и прибывшие перед самым стартом трое французов на Gillet. 
Финишную черту мотоциклы пересекли на Всесоюзной выставке, и результаты пробега были весьма интересны. "Союз", несмотря на небольшие неполадки с двигателем, успешно финишировал, доказав способность молодых инженеров и рабочих юной Страны Советов создавать технику, готовую конкурировать с самыми известными "иностранцами"
Характеристики:
Двигатель: рабочий объем – 502 см3, диаметр цилиндра – 80 мм, ход поршня –  100 мм, количество рабочих тактов  –  4, зажигание от магнето. Сцепление сухое, многодисковое. Количество передач – 3. Привод заднего колеса – ременный. Подвеска колес: передняя вилка рычажная, упругие элементы — рессора, пружины, задняя подвеска—пружинная, демпферы — фрикционные рама трубчатая База, мм 1400 Дорожный просвет – 200 мм. Мacca – 112 кг.