Главная |
Ирби́тский мотоцикле́тный заво́д
Ирбитский мотоциклетный
завод Ирби́тский мотоцикле́тный
заво́д (сокращенно ИМЗ) — единственный вРоссии завод, производящий тяжелые мотоциклы и один из немногих заводов в мире,
производящий мотоциклы с боковым прицепом.В конце 30-х годов в
Наркомате обороны СССР состоялось
совещание, посвящённое выбору модели для Вооруженных Сил. После сравнения
образцов, в том числе и зарубежных, было решено взять за основу BMW R-71, состоявший на вооружении
немецкой армии. Для сохранения секретности пять мотоциклов марки BMW закупили в Швеции. Два мотоцикла передали Московскому
мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один
сохранили как образец, четвёртый разобрали по винтикам, последний отдали
технологам. Исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и
характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления.После этого на базе
московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому машиностроению.Серийное производство нового
мотоцикла, получившего наименование М-72, началось в августе 1941 г. 21 октября 1941 г., Совет по эвакуации при СНКСССР принял решение о переводе
Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит.В Ирбите завод, ставший
Ирбитским мотоциклетным, разместился на площадях бывшего пивоваренного завода.
В бывшей солодовне пивзавода разместился сборочный и первый механический цехи;
в цехе морса икваса — локомобиль; в варочном отделении поместился термический
цех, в засолочном — литейный. Но все цеха не могли разместиться на
отведенной территории, поэтому некоторые из них пришлось расположить на
Ирбитском автоприцепном заводе (АПЗ), расположенном в 3 км от основной
территории. В клубе АПЗ разместился моторный цех, цех коробки передач — в
цехе походных кухонь и саней, инструментальный цех — в цехе метизов. Общее
руководство на новом месте осуществлял главный инженер, он же первый директор
завода, Федор Михайлович Ломанов; всей технической и технологической стороной
дела ведал главный конструктор Н. П. Сердюков.25 февраля 1942 г. была
выпущена первая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы. Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено
9799 мотоциклов.В 1947 г. был
разработан план генерального развития завода: предстояло провести коренную
реконструкцию и вместо 4-5 тыс. выпускать в год 20 тыс. мотоциклов. Большим
событием стал переезд моторного цеха в новый корпус, цех был построен с учетом
новой программы. В этот же корпус переехали цех коробки перемены передач,
автоматный и термический цехи. На освободившиеся территории был переведен из г.
Горького цех коляски, начавший свою работу с апреля 1947 г. Все годы
войны, да и после неё, особенно бедственное положение на заводе было у
инструментального цеха, который ютился в неприспособленном помещении
автоприцепного завода, бывшем цехе метизов. В 1949 г. на ИМЗ был
построен свой новый корпус, где разместились инструментальный и
ремонтно-механический цехи. Только к концу первой послевоенной пятилетки завод
получил свои производственные площади под все заводские цеха.В 1953 г. началась
поставка ирбитских мотоциклов на экспорт. В основном они вывозились в
развивающиеся страны и государства Восточной Европы: подавляющее большинство
мотоциклов закупалось для нужд армии и полиции. Наибольшего размаха экспорт достиг в 70-80-е годы. С
распадом социалистического лагеря и развалом СССР рынок сбыта резко
уменьшился, пришлось искать новых покупателей; с конца 80-х годов начались
поставки ирбитских мотоциклов во Францию,Испанию, Швецию, Нидерланды, Чили, Венесуэлу, Колумбию, Аргентину и др. страны.С 1954 г. начал
поставлять мотоциклы в армию Киевский мотоциклетный завод, поэтому
ирбитский завод прекратил поставку мотоциклов военному ведомству и начал
поставлять свою продукцию в народное хозяйство. Мотоциклы тяжёлого класса
впервые поступили в торговлю.В 1955 г. совместно
с НАМИ началась разработка оригинального микроавтомобиля
вагонной компоновки под названием «Белка»; двигатель был позаимствован с мотоцикла, но получил
принудительное охлаждение. В 1959 г. заводские конструкторы разработали вездеход
«Огонёк». Были выпущены опытные образцы микроавтобусов, но в серию они не
пошли. Чертежи моделей были переданы на Запорожский завод малолитражных
автомобилей, а часть конструкторов с ИМЗ, принимавших участие в разработке
автомобиля, перевелись на Мелитопольский моторный завод. Вновь автомобильная
тема на ИМЗ зазвучала в 90-е годы, когда прорабатывалось соглашение с японской
фирмой «Хонда» о совместном производстве микроавтобуса. Полученные от
фирмы образцы прошли испытания на дорогах Урала, но этот проект так и не был
осуществлён.В 1992 г. завод
акционировался, сменив название ИМЗ на «Уралмото». С этого времени завод
постоянно менял своё название, банкротился несколько раз и сокращал численность
рабочих мест.Мотоциклы марки «Урал» хорошо известны на мировом рынке. В Европе и США существует
несколько клубов владельцев «Уралов». Несколькими «Уралами» владеет король Иордании Абдалла II. . Ирак в
последней войне с США тоже использовал «Уралы». На их колясках, по сообщениям
американских СМИ, монтировали противотанковые
ракетные установки. В 2010
годубыло выпущено около 800 «Уралов». Сейчас (январь 2011 года) на заводе
работает 155 человек.На основе коллекции завода создан Ирбитский государственный
музей мотоциклов
|