Главная

Мотоцикл Л - 8 красный октябрь


Мотоцикл Л - 8
В конце 1937 года "Красный октябрь" создали экспериментальный "Л-8". Он объединил в себе экспериментальный модели "Л-350" и "Л-500".Новый двигатель был вариантом "пятисотки", только меньшего объема, но более высокооборотным. Как и в прототипе, в нем были размещены клапаны и толкатели рокеров, зато детали распределительного механизма были легче - это обеспечивало надежную работу при частоте вращения коленвала 5000 об/мин. Новому мотору установили самую высокую для отечественных дорожных мотоциклов степень сжатия - 6,1, заодно предусмотрев запас прочности, который позволил бы и в будущем наращивать степень сжатия и частоту вращения коленвала.Решительный шаг был сделан в 1938— 1939 годах, когда на смену Л-300 пришел мотоцикл Л-8 с четырехтактным верхнеклапанным двигателем класса 350 см3. Такая замена имела под собой достаточно веские технические обоснования.В 1938 году были готовы опытные образцы машины, получившей обозначение "Л-8". Цилиндр мотора располагался вертикально, картер сопрягался с коробкой скоростей как на "Л-300". За цилиндром, под карбюратором, стояло магнето, за ним, под седлом,- аккумулятор, а чуть выше - масляный бачок.
Правой рукой мотоциклист вращал ручку управления дроссельной заслонкой карбюратора, а левой - ручку опережения зажигания. Впервые в стране на "Л-8" применили ножной рычаг переключения скоростей. На раме крепили электрический сигнал, глушитель, багажник.Обкатку "Л-8" закончили осенью 1939 года. В этой работе активно участвовал известный тогда гонщик и испытатель новой техники С. И. Карзинкин. По его словам, "Л-8" набирал скорость 100 км/ч, пройдя всего 500 м, а тормозной путь при скорости 50 км/ч не превышал 9 м. По мнению Карзинкина, машина была устойчивой, несложной в эксплуатации и ремонте и, что было весьма существенно, по экономичности превосходила аналогичные по классу модели фирм "Велосет", "Ройаль Энфильд", "Кавалер", "Триумф", "Люис".Тем не менее инженер и водители отметили, что применение на "Л-8" трехступенчатой коробки передач, заимствованной от "Л-300", снизило приспособляемость машины к дорожным условиям и ухудшило ее динамические характеристики.Но общее впечатление от "Л-8" было хорошим, и его начали осваивать в серийном производстве на "Красном Октябре". А после того, как летом 1940 года спортсмены успешно выступили на "Л-8" на первенстве Москвы по автомотоспорту, появилось правительственное постановление, согласно которому следовало развернуть выпуск этой модели также на серпуховском и ижевском заводах.
В Серпухове "Л-8" благополучно делали с января по август 1941 года.Ижевские специалисты решили модернизировали его - применить на "Л-8" экипажную часть мотоцикла "ИЖ". В 1941 году было выпущено всего 49 "ИЖ-12".Техническая характеристика "Л-8". Двигатель: рабочий объем - 348,4 см3, диаметр цилиндра - 74 мм, ход поршня - 81 мм, максимальная мощность - 13,5 л. с. при 4800 об/мин, зажигание от магнето. Трансмиссия: сцепление - сухое, многодисковое, передача от двигателя к коробке передач - цепная, количество передач - 3, привод на заднее колесо - цепью. Габариты: длина - 2150 мм, ширина по рулю - 833 мм, высота по рулю - 935 мм, высота по седлу - 690 мм, база - 1380 мм. Клиренс - 115 мм. Объем топливного бака - 14 л, объем маслобака - 2,2 л. Расход топлива при скорости 80 км/ч: бензина - 5,7 л/100 км, масла - 0,2 л/100 км. Сухая масса - 158 кг. Максимальная скорость - 105 км/ч."ИЖ-12" отличался базой - 1320 мм, клиренсом - 125 мм, и массой - 151 кг.Если теперь двухтактные и четырехтактные двигатели могут считаться равноценными по своим основным показателям, то в те времена первые значительно уступали по конструкции вторым.Таким образом, переход к производству Л-8 означал более высокую ступень в развитии отечественной мотоциклетной техники. Новый двигатель обладал мощностью 13,5 л. с. при 4900 об/мин, а максимальная скорость достигала 105 км/час. Мотоцикл оснащался полной системой электрооборудования, а его трехступенчатая коробка передач впервые имела ножной механизм переключения. В конструкции Л-8 были сохранены и некоторые элементы первой модели, в частности прочная разборная рама из штампованных деталей.В этот период мотоциклетное производство было перебазировано на ленинградский завод «Промет».Стоит вспомнить, что на базе Л-8 было создано много гоночных модификаций, мощность которых достигала 26 л. с. Их максимальная скорость составляла около 140 км/час.После войны производство мотоциклов в Ленинграде не было возобновлено. Вспоминая о достижениях ленинградских мотоциклостроителей, которые с большим энтузиазмом развивали новую отрасль советской промышленности, можно отметить, что их труды способствовали быстрому прогрессу нашего мотоциклетного производства, ныне занимающего одно из первых мест в мире.