Мотоцикл ИЖ - 49
Иж-49 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по
дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. ВыпускалсяИжевским машиностроительным заводом с 1951 по 1956
год. Кроме мотоциклов-одиночек, опытной партией выпускались машины с
боковыми колясками.После Великой Отечественной войны из Германии в счет репараций было вывезено оборудование завода DKW, Ижевский завод
получил в своё распоряжение станки. В 1946
году под контролем приглашённого главного конструктора DKW Германа Вебера и других инженеров с DKW был начат
выпуск мотоцикла Иж-350, на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350. В1951
году без остановки производства был осуществлён переход на массовый
выпуск мотоциклов «Иж-49»[1],
который завоевал большую любовь у населения. За счет применения передней вилки
телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и
других усовершенствований повысилась комфортабельность езды, улучшилась
проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. В 1956 году выпуск Иж-49 был
прекращён[2],
так как появилась новая модель — Иж-56.
Всего было построено 507 603 мотоциклов Иж-49[3].На мотоцикле установлен
одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с
возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в
карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры[4].
Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В
передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка
передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной
плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера
коробки передач.Переднее колесо вместе с
тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной
части телескопической вилки. На вилке укреплена фара, в корпусе которой
вмонтирован спидометр, соединенный гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла
закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки,
поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплен в
удобном для водителя положении.С правой стороны бензобака
закреплен сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач
педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.Малый вес неподрессоренной
части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу.
Заднее колесо закреплено в вилке поперечной жесткости, которая эластично
подвешена к раме на пружинно-гидравлических элементах. Колеса —
легкосъемные, невзаимозаменяемые.Габаритная длина 2120 мм.Габаритная ширина 770 мм.Габаритная высота 980 мм.Клиренс 140 мм.Сухой вес мотоцикла с задним
седлом 150 кг.Максимальная скорость 90
км/час.Ёмкость топливного бака 14 л.Запас хода по шоссе
160—180 км.Расход топлива по шоссе не
более 4,5 литра на 100 км.Топливо: Бензин с автолом
10—18 в пропорции 25 : 1Преодолеваемый брод 300 мм.ДвигательХод поршня 85 ммДиаметр цилиндра 72 ммЧисло цилиндров 1Рабочий объем цилиндра 346
см3Степень сжатия 5,8Максимальная мощность 11,5 л. с. при 4000 об/мин.Охлаждение воздушноеСистема смазки совместная с
топливомТип карбюратора К-28Сцепление многодисковое, в
масляной ваннеКоробка передач
четырехступенчатая, двухходовая.Передача от коробки на заднее
колесо роликовая цепь, передаточное число—2,33.Рама — штампованная,
сварная.Передняя вилка пружинная
телескопического типа с гидравлическими амортизаторами.Задняя подвеска пружинная с
гидравлическими амортизаторамиТип тормозов колодочныеТип колес легкосъемные, с
тангентнорасположенными спицами.Размер шин 3,25-19"[править]Спортивные
модификацииИж-50А — мотоцикл для
многодневных соревнований на базе Иж-49.Иж-50Б — кроссовый
мотоцикл на базе Иж-49. Двигатель форсирован до мощности 16 л. с. при 4500 об/мин.за
счет повышения степени сжатия до 8—9, улучшения системы продувки, расширению
фаз газораспределения. Цилиндр из алюминиевого сплава с чугунной гильзой.
Экипажная часть облегчена.Иж-51М - с картером
двигателя переменного объёма (с помощью поршневого насоса)В 1955
году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с
трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской.Иж-54 для
шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18-20 л.с.Иж-55 для кроссовых и
многодневных соревнований. Двигатель форсирован до мощности 16—18 л. с. за счет
повышения степени сжатия до 8—9, увеличения диаметра проходного сечения
карбюратора и улучшения системы продувки. По ходовой части мотоцикл не
отличается от базовой дорожной модели. Большое внимание уделено очистке воздуха
и защите зажигания и карбюратора от воды. Воздух в карбюратор попадает через
специальный приемник, расположенный в задней части топливного бака. Выпускные
трубы вместе с глушителями подняты вверх. Зажигание осуществляется от магнето,
герметически закрытого алюминиевой крышкой. На мотоцикле установлены специальные
кроссовые шины с глубоким рисунком протектора и гоночная подушка на заднем щитке.